быть бессмысленным,
должно
быть народным… Только
народное воспитание является
живым органом в историческом
процессе народного организма».
К.Д.Ушинский
К.Д.Ушинский
Дополнительное образование, органически
сочетает различные виды организации
содержательного досуга (праздники, творчество, отдых, развлечения) с различными
формами образовательной деятельности, решая проблему занятости детей.
В истории образования выделено три
подхода к разработке стандартов, но мы с вами более подробно остановимся на
компетентностном подходе.
Говоря о реализации компетентностного
подхода в музыкальном отделе Центра детского творчества, хочу представить опыт
работы в данном направлении ансамбля народной песни «Лада». Ансамбль «Лада»
существует с 1997 года. Его
руководителем является Финк Елена
Анатольевна. За это время сложились коллективные отношения, основанные на
творческом взаимодействии взрослых и детей. Сегодня в ансамбле насчитывается
около 80 детей в возрасте от 7 до 18 лет. Работу с детьми помогают вести квалифицированные концертмейстеры. Мы
реализуем программу, целью которой является развитие творческой личности,
способной к реализации через изучение музыкального фольклора, устного народно
творчества, формирование ценностных ориентиров в соответствии с нравственными принципами
«народной педагогики».
В основе педагогической деятельности - формирование у обучающихся ключевых компетенций. Более подробно хочется остановиться на формировании общекультурных компетенций.
1.Что относится к общекультурным компетенциям?
Это опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры;
духовно-нравственные основы жизни человека и человечества.
2. Какие компетенции формирует
народная культура? Это духовность и культура, гражданское и правовое
самосознание, инициативность, самостоятельность и толерантность, навык и опыт
самостоятельной деятельности и личной ответственности.
Новое в образовании
и воспитании! Это хорошо. Это нужно. Но что оно без старого это новое?
Изучение народной культуры
формирует навыки межличностного отношения. Способствует: углублению и
расширению знаний о родном крае; повышению мотивации интереса к окружающему
миру; созданию условий для творческого раскрытия личности ребенка; воспитанию
гордости за свой край, известных людей, тружеников сельского хозяйства;
воспитанию нравственной личности, умеющей творчески использовать полученные
знания, способной к открытому восприятию мира.
Сегодня мы на многое начинаем
смотреть по-иному, многое для себя заново открываем, переоцениваем. Это
относится и к прошлому нашего народа. Именно здесь в нашем воспитании
неоценимую помощь может оказать педагогический опыт, уже накопленный веками,
сбереженный народом, как одно из самых величайших духовных своих богатств.
Вы скажите, снова будете говорить о фольклоре. Да, речь
идет о фольклоре. Фольклор (народная
мудрость) – это народная педагогика. Это система эстетического воспитания детей
с помощью литературы и искусства (слова, музыки и движения), причем не для
избранных и наиболее одаренных, а для всех.
Спасительную и созидательную роль
может сыграть в этом вопросе народная педагогика. В народе сохранился
нравственный стержень: любовь к природе, труду, добру и правде. Народной педагогикой
определяется нравственное здоровье нации, с нею связаны исторические корни
духовной жизни народа.
В современных условиях народная
педагогика функционирует в различных формах и видах. Это традиционные формы
труда и взаимной помощи, праздники народного календаря, произведения устного
народного творчества, игры, игрушки и т.д. Изучение и освоение этнокультурного
наследия дает возможность в современной жизни создать оптимальную систему
передачи трудовых, эстетических, нравственных, интеллектуальных ценностей,
знаний, умений и навыков. Тогда образовательная система действительно начинает
выполнять свои прямые функции, передавать культурное наследие от поколения к
поколению. При этом необходимо отчетливо осознавать, что культура является частью
образования, а образование есть та часть культуры, которая ответственна за
передачу опыта от поколения к поколению.
Если раньше сама народная традиция
обеспечивала необходимый уровень житейско – нравственной эстетической
воспитанности детей, то теперь эту традицию призвана поддерживать система
учреждений дополнительного образования, которая вместе с семьей, школа и всей
общностью в состоянии создать эффективную систему вхождения маленького человека
в жизнь народной культуры. Приобщение к культуре дает возможность испытать
полноту бытия. А ведь это та основа, которая позволяет решать проблему
воспитания и образования наиболее гармонично, не навязывая заданные установки,
но включая ребенка в поле взаимодействия с культурными ценностями, идеалами.
Обращение к культуре не носит случайный характер, в ансамбле «Лада» налажена
система работы, благодаря которой воспитательные возможности культуры максимально используются. Один из наиболее
эффективных путей решения – «погружение в культуру» Под «погружением»
понимается такая организация процесса, которая позволяет и детям и педагогу
приблизить к себе далекие «эпохи», оказаться в атмосфере иной культуры,
услышать голос «предков».
Анализируя опыт работы, приходишь к
выводу, что только использование всех видов занятий (урочной и внеурочной
деятельности), творческих мероприятий, экскурсий, походов, выступлений разного
уровня дает возможность формировать творческий коллектив в
котором у наших детей формируются знания и любовь к прошлому родной земли, бережное отношение к
природе – во имя счастливого настоящего и достойного будущего. А будущее любого
народа – это новые поколения. Поэтому так важно, чтобы, вырастая, создавали
крепкие и дружные семьи, становились хорошими отцами и матерями. Осваивать
традиционные семейные ценности, в ряду прочих культурных сокровищ народа,
помогает программа фольклорного ансамбля «Лада».
Хочется возродить в сознании наших детей общечеловеческие
ценности, поэтому педагог обращается в первую очередь к освоению глубин отечественной
культуры. Основой её является народная культура. В ней заложены гуманные идеи
единства человека и природы; мудрой цикличности жизни отдельного человека как
части мира и неумирающего человечества; устойчивые ориентиры для формирования
лучших черт национального характера: трудолюбия, милосердия, верности слову,
мужества, любви к отчей земле.
Народная культура воплощена в доступных
для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах,
домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный, поэтому интересен детям.
В
течение 5 лет дети на живом фольклорном и этнографическом
материале знакомятся с тем, как наши предки понимали мир, окружающий человека,
и свое место в этом мире.
Волшебная
сказка в своей основе представляет собою миф, необходимо изучение атрибутов,
совокупности всех внешних качеств персонажей, придающих сказке яркость, красоту
и обояние. При анализе былин раскрывается нравственная характеристика образов
персонажей: русский богатырь предстаёт не только как “храбр и наряден муж”, но
и как образец служения обществу (“Будь защитником, для вдов, для сирот, малых
детушек, для всего народа православного!”).
Народная сказка сохраняет в своих недрах следы древних обычаев и обрядов. Она способствует формированию определённых нравственных ценностей, идеалов. Для девочек – это красна девица (умница, рукодельница). А для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый…). Идеал ребёнка – далёкая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретённый в детстве, во многом определит его как личность
Народная сказка сохраняет в своих недрах следы древних обычаев и обрядов. Она способствует формированию определённых нравственных ценностей, идеалов. Для девочек – это красна девица (умница, рукодельница). А для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый…). Идеал ребёнка – далёкая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретённый в детстве, во многом определит его как личность
Народная мудрость гласит: «Скажи мне – и я
забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь».
Поэтому так важно для меня, чтобы дети проявляли свою инициативу, чувствовали
себя свободно и могли раскрыться со всех сторон, проявив свою индивидуальность
и развить то доброе, что заложено в них изначально. При составлении занятий руководствуюсь
словами В.А. Сухомлинского: “Я советую всем учителям: берегите детский огонёк
пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим
этот огонёк, является радость успеха в обучении”. Поэтому в ансамбле «Лада» планируется
деятельность педагоги и детей так, чтобы каждый ребенок мог работать и проявить
свои способности. В работе педагога Финк Е.А. используются различные формы и методы:
наблюдение, исследование, ТСО (телевидение, радио, видео, аудиозапись,
компьютер, газеты, журналы), чтение, анализ произведения, обсуждение, обмен
мнениями, дискуссия, игры, проектирование, соревнование. К теме урока подбираются
соответствующие музыкальные произведения и репродукции картин, материал о культурно-историческом
наследии нашей страны, что помогает целостно воспринимать картину окружающего
мира. Привлекает и то, что ребёнок вовлекается в различные виды деятельности
(участие в театральных постановках, рисование, пение, сочинение своих
произведений), выполняет проекты,
творческие работы «Пословицы и поговорки
в речи наших бабушек и родителей»,
«Собирание и описание старинных народных игр», «Наши любимые праздники».
Традиционно проводятся совместные
семейные фольклорные праздники для воспитанников и родителей ансамбля «Лада». Дети разыгрывают перед родителями целый
спектакль, построенный на прибаутках, пословицах, небылицах и других формах
устного народного творчества, наглядно показав, что целый год посещения занятий не прошёл даром.
Народная мудрость, пришедшая к нам из
глубины веков, тёплая уютная обстановка, интересные книги, а так же игры и
конкурсы, участниками которых стали и дети, и взрослые — всё это работает на
сплочение семьи. Завершается праздник сладким чаепитием.
Формы занятий: путешествие, экскурсия, встреча с интересными
людьми, музейный урок, праздник и другие.
Наши дети проживают свои школьные годы, свое детство и
юношество куда более радостно и содержательно. Они становятся более совершенными гражданами и раскрывают
многогранно свою богатую духовную и естественную природу. Подтверждение
тому – результаты работы. Воспитанники ансамбля «Лада» являются победителями
городских, региональных и международных конкурсов.
Мы верим в безграничность каждого
ребенка. Верим в искру Божию. Верим в преобразующую силу народного творчества.
Комментариев нет:
Отправить комментарий