«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств и мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.» Шостакович Д.

четверг, 22 января 2015 г.

Формирование общекультурной компетентности через приобщение к народной культуре

                                                  «Воспитание, если оно не хочет
быть бессмысленным, должно
быть народным… Только
 народное воспитание является
 живым органом в историческом
процессе  народного организма».
К.Д.Ушинский
                                                                                                                       Дополнительное образование, органически сочетает  различные виды организации содержательного досуга (праздники, творчество, отдых, развлечения) с различными формами образовательной деятельности, решая проблему занятости детей.
         В истории образования выделено три подхода к разработке стандартов, но мы с вами более подробно остановимся на компетентностном подходе.      
         Говоря о реализации компетентностного подхода в музыкальном отделе Центра детского творчества, хочу представить опыт работы в данном направлении ансамбля народной песни «Лада». Ансамбль «Лада» существует с 1997  года. Его руководителем является  Финк Елена Анатольевна. За это время сложились коллективные отношения, основанные на творческом взаимодействии взрослых и детей. Сегодня в ансамбле насчитывается около 80 детей в возрасте от 7 до 18 лет. Работу с детьми помогают вести  квалифицированные концертмейстеры. Мы реализуем программу, целью которой является развитие творческой личности, способной к реализации через изучение музыкального фольклора, устного народно творчества, формирование ценностных ориентиров в соответствии с нравственными принципами «народной педагогики».
         
В основе педагогической деятельности  - формирование у обучающихся ключевых компетенций. Более подробно  хочется остановиться на формировании общекультурных компетенций.
         1.Что относится к общекультурным компетенциям? Это опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества.
         2. Какие компетенции формирует народная культура? Это духовность и культура, гражданское и правовое самосознание, инициативность, самостоятельность и толерантность, навык и опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.
              Новое в образовании и воспитании! Это хорошо. Это нужно. Но что оно без старого это новое?
              Изучение народной культуры формирует навыки межличностного отношения. Способствует: углублению и расширению знаний о родном крае; повышению мотивации интереса к окружающему миру; созданию условий для творческого раскрытия личности ребенка; воспитанию гордости за свой край, известных людей, тружеников сельского хозяйства; воспитанию нравственной личности, умеющей творчески использовать полученные знания, способной к открытому восприятию мира.
               Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем, переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. Именно здесь в нашем воспитании неоценимую помощь может оказать педагогический опыт, уже накопленный веками, сбереженный народом, как одно из самых величайших духовных своих богатств.
          Вы скажите,  снова будете говорить о фольклоре. Да, речь идет о фольклоре.  Фольклор (народная мудрость) – это народная педагогика. Это система эстетического воспитания детей с помощью литературы и искусства (слова, музыки и движения), причем не для избранных и наиболее одаренных, а для всех.
            Спасительную и созидательную роль может сыграть в этом вопросе народная педагогика. В народе сохранился нравственный стержень: любовь к природе, труду, добру и правде. Народной педагогикой определяется нравственное здоровье нации, с нею связаны исторические корни духовной жизни народа.
             В современных условиях народная педагогика функционирует в различных формах и видах. Это традиционные формы труда и взаимной помощи, праздники народного календаря, произведения устного народного творчества, игры, игрушки и т.д. Изучение и освоение этнокультурного наследия дает возможность в современной жизни создать оптимальную систему передачи трудовых, эстетических, нравственных, интеллектуальных ценностей, знаний, умений и навыков. Тогда образовательная система действительно начинает выполнять свои прямые функции, передавать культурное наследие от поколения к поколению. При этом необходимо отчетливо осознавать, что культура является частью образования, а образование есть та часть культуры, которая ответственна за передачу опыта от поколения к поколению.
           Если раньше сама народная традиция обеспечивала необходимый уровень житейско – нравственной эстетической воспитанности детей, то теперь эту традицию призвана поддерживать система учреждений дополнительного образования, которая вместе с семьей, школа и всей общностью в состоянии создать эффективную систему вхождения маленького человека в жизнь народной культуры. Приобщение к культуре дает возможность испытать полноту бытия. А ведь это та основа, которая позволяет решать проблему воспитания и образования наиболее гармонично, не навязывая заданные установки, но включая ребенка в поле взаимодействия с культурными ценностями, идеалами. Обращение к культуре не носит случайный характер, в ансамбле «Лада» налажена система работы, благодаря которой воспитательные возможности культуры  максимально используются. Один из наиболее эффективных путей решения – «погружение в культуру» Под «погружением» понимается такая организация процесса, которая позволяет и детям и педагогу приблизить к себе далекие «эпохи», оказаться в атмосфере иной культуры, услышать голос «предков».
       Анализируя опыт работы, приходишь к выводу, что только использование всех видов занятий (урочной и внеурочной деятельности), творческих мероприятий, экскурсий, походов, выступлений разного уровня дает   возможность формировать творческий коллектив в котором у наших детей формируются знания и любовь к  прошлому родной земли, бережное отношение к природе – во имя счастливого настоящего и достойного будущего. А будущее любого народа – это новые поколения. Поэтому так важно, чтобы, вырастая, создавали крепкие и дружные семьи, становились хорошими отцами и матерями. Осваивать традиционные семейные ценности, в ряду прочих культурных сокровищ народа, помогает программа фольклорного ансамбля «Лада».
          Хочется возродить в сознании наших детей общечеловеческие ценности, поэтому педагог обращается в первую очередь к освоению глубин отечественной культуры. Основой её является народная культура. В ней заложены гуманные идеи единства человека и природы; мудрой цикличности жизни отдельного человека как части мира и неумирающего человечества; устойчивые ориентиры для формирования лучших черт национального характера: трудолюбия, милосердия, верности слову, мужества, любви к отчей земле.
           Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный, поэтому интересен детям.
            В течение  5 лет   дети на живом фольклорном и этнографическом материале знакомятся с тем, как наши предки понимали мир, окружающий человека, и свое место в этом мире.
      Волшебная сказка в своей основе представляет собою миф, необходимо изучение атрибутов, совокупности всех внешних качеств персонажей, придающих сказке яркость, красоту и обояние. При анализе былин раскрывается нравственная характеристика образов персонажей: русский богатырь предстаёт не только как “храбр и наряден муж”, но и как образец служения обществу (“Будь защитником, для вдов, для сирот, малых детушек, для всего народа православного!”).
Народная сказка сохраняет в своих недрах следы  древних обычаев и обрядов. Она способствует формированию определённых нравственных ценностей, идеалов. Для девочек – это красна девица (умница, рукодельница). А  для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый…). Идеал ребёнка – далёкая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретённый в детстве, во многом определит его как личность
          Народная мудрость гласит: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь». Поэтому так важно для меня, чтобы дети проявляли свою инициативу, чувствовали себя свободно и могли раскрыться со всех сторон, проявив свою индивидуальность и развить то доброе, что заложено в них изначально. При составлении занятий руководствуюсь словами В.А. Сухомлинского: “Я советую всем учителям: берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонёк, является радость успеха в обучении”. Поэтому в ансамбле «Лада» планируется деятельность педагоги и детей так, чтобы каждый ребенок мог работать и проявить свои способности. В работе педагога Финк Е.А.  используются различные формы и методы: наблюдение, исследование, ТСО  (телевидение, радио, видео, аудиозапись, компьютер, газеты, журналы), чтение, анализ произведения, обсуждение, обмен мнениями, дискуссия, игры, проектирование, соревнование. К теме урока подбираются соответствующие музыкальные произведения и репродукции картин, материал о культурно-историческом наследии нашей страны, что помогает целостно воспринимать картину окружающего мира. Привлекает и то, что ребёнок вовлекается в различные виды деятельности (участие в театральных постановках, рисование, пение, сочинение своих произведений), выполняет   проекты, творческие работы  «Пословицы и поговорки в речи наших бабушек и родителей»,  «Собирание и описание старинных народных игр»,   «Наши любимые праздники».
        Традиционно проводятся совместные семейные фольклорные праздники для воспитанников и родителей ансамбля «Лада».  Дети разыгрывают перед родителями целый спектакль, построенный на прибаутках, пословицах, небылицах и других формах устного народного творчества, наглядно показав, что целый год посещения  занятий не прошёл даром.
        Народная мудрость, пришедшая к нам из глубины веков, тёплая уютная обстановка, интересные книги, а так же игры и конкурсы, участниками которых стали и дети, и взрослые — всё это работает на сплочение семьи. Завершается праздник сладким чаепитием.
        Формы занятий:  путешествие, экскурсия, встреча с интересными людьми, музейный урок, праздник и другие.
         Наши дети  проживают свои школьные годы, свое детство и юношество куда более радостно и содержательно. Они становятся  более совершенными гражданами и раскрывают многогранно свою богатую духовную и естественную природу.  Подтверждение тому – результаты работы. Воспитанники ансамбля «Лада» являются победителями городских, региональных и международных конкурсов.
         Мы верим в безграничность каждого ребенка. Верим в искру Божию. Верим в преобразующую силу народного творчества.





Комментариев нет:

Отправить комментарий